post2

Уже третью неделю веду переговоры с учеными других институтов по поводу создания Научно-экспозиционного парка. То есть той самой «Тропы науки», что получила одобрение даже в мэрии Новосибирска. Коллеги в большинстве своем идею одобряют.

Однако иногда сталкиваешься с непониманием основного замысла. Общее возражение примерно такое. Мол, время сейчас сложное, с бюджетом напряжёнка, а вы тут ещё предлагаете, чтобы институты занялись какими-то арт-объектами. Ну и куда вот это всё?

Да, согласно нашей концепции, институты на своих территориях обустраивают всё за свой счёт. Кроме того, одних экспозиций недостаточно. Необходимо делать дни открытых дверей, устраивать экскурсии по институтам. Это тоже требует каких-то затрат. И понятно, никто специально денег на такую работу не выделит. Здесь всё упирается в инициативу самих институтов. Для чего это нужно? Постараюсь объяснить.

Напомню только один факт. Когда два года назад началась пресловутая реформа РАН (неожиданная, кстати, даже для руководства Академии), выяснилось, что наши дорогие соотечественники очень плохо представляют, чем же занимаются ученые Академгородка, какую пользу приносят. Инициаторы реформы этой неосведомленностью как раз и воспользовались, сформировав общественное мнение в свою пользу. Дескать, в наших академических институтах ничего не делается, так что нечего на них тратить казённые деньги, надо половину сотрудников сократить, половину имущества изъять! И так далее. И граждане наши, что называется, повелись на эту демагогию. Вот так нам вышло боком долгое пребывание в башенке из слоновой кости.

А ведь ещё ничего не закончилось. Реформаторы просто взяли тайм-аут на исполнение своих замыслов. Так что бурные баталии у нас ещё впереди. И их исход напрямую будет зависеть от того, на чьей стороне окажется общественное мнение. Думаю, только этого факта должно быть достаточно, чтобы понять, насколько нам важна популяризация работы академических институтов, насколько важна популяризация самой науки.

Кроме социального значения популяризации есть ещё и чисто прагматическая сторона. Не побоюсь этого слова – учёные должны научиться зарабатывать своими знаниями, своим умом. Коммерциализация научных разработок – вещь необходимая, особенно в нынешнее время. Если с этим не будет никаких проблем, тогда вопрос о том, зачем нам нужны академические институты, отпадет сам собой. Ибо всем будет очевидно, какую конкретную пользу приносят наши учёные.

Научно-экспозиционный парк как раз и призван выполнять такую функцию. Он осведомляет граждан, чем заняты конкретные институты. Он привлекает к ним интерес молодёжи при выборе профессии, интерес к конкретным разработкам, он помогает сориентироваться потенциальным инвесторам. Наконец, так растёт привлекательность самого Академгородка, превращая его в место «интеллектуального туризма». Я уже молчу о том, какие дивиденды получит сам Новосибирск. Так что, дорогие друзья, «Тропа науки» может стать тропой к нашему общему процветанию. Нисколько не преувеличиваю.